Владимир Маяковский
«С НЕБА НА ЗЕМЛЮ»


 Еще в восемнадцатом году т. Ленин указывал в «Правде» на необходимость выработки для статей краткого «телеграфного» языка.
 В речи т. Калинина на четвертом съезде работников пе­чати — тоже призыв — упрощать «стиль» — внешность, форму наших статей.
 Еще бы!
 Во всех газетах до сих пор мелькают привычные, но никому не понятные, ничего не выражающие уже фразы: «проходит красной нитью», «достигло апогея», «дошло до кульминационного пункта», «потерпела фиаско» и т. д.  и т. д.  до бесконечности.
 Этими образами пишущий хочет достигнуть высшей образности — достигается только непонятность.
 На одной московской лестнице я видел надпись одного такого писателя:
 «Воспрещается не выпускать собак».
 Для усиления впечатления «писатель» поставил рядом с «воспрещается» еще и «не выпускать». Получилось не усиление впечатления, а наоборот: по точному смыслу этого приказа каждый должен был бы бешено гнать собак на ле­стницу.
 Точно так же «форма» часто выворачивает «содержа­ние» статей.
 Конечно, трудно рабочему, в первый раз берущему в руку перо, думать еще и о своей форме. Он только стара­ется верно описать факт, верно изложить мысль, пользуясь для этого «литературным» языком, т. е. тем словесным ма­териалом, который ему дают сегодняшние публицисты, пи­сатели, поэты.
 Один сапожник все время говорил мне про одного хлю­ста, подозреваемого во всяких темных делишках:
 «Товарищ, вы ему не верьте — это весьма субъективная личность».
 Иностранщина из учебников, безобразная безóбразность до сих пор портит язык, которым пишем мы. А в это время поэты и писатели, вместо того чтоб руководить языком, забрались в такие заоблачные выси, что их и за хвост не вытащишь. Открываешь какой-нибудь журнал — сплошь ис­пещрен стихами: тут и «жемчужные зубки», и «хитоны», и «Парфенон», и «грезы», и черт его знает, чего тут только нет.
 Надо бы попросить господ поэтов слезть с неба на землю.
 Ты хвастаешься, что ты хорошо владеешь словом, — будь добр, напиши образцовое «Постановление месткома об уборке мусора со двора». Не хочешь? Ты говоришь, что у тебя более возвышенный стиль? Тогда напиши образцовую передовицу, обращенную к народам мира, — разве может быть более возвышенная задача? Только тогда мы поверим, что твои упражнения в области поэзии имеют дейст­вительный смысл, что твоя возвышенная работа может быть использована для улучшения жизни людей. Тогда ни­кто не будет возражать и против твоих туманных, непонят­ных стихов.
 А то у нас в области словесного искусства — одни ин­женеры и ни одного рабочего, ни одного мастера.
 А какой тогда смысл в возвышенных планах?

1923



Хостинг от uCoz