РАКУРС
АРХИВ: Аптекарша города Глупова
В
“Истории одного города” М.Е. Салтыков-Щедрин описал жену аптекаря
Пфейфера. Прототипом героини послужила баронесса В.-Ю. Крюденер,
известная проповедница мистического суеверия, имевшая большое влияние
на императора Александра I.
Варвара-Юлия
Крюденер (урожденная Фитингоф) появилась на свет 21 ноября 1764 г. в
Лифляндии. В 18 лет вышла замуж за барона Крюденера, который был старше
ее на 20 лет. Овдовев, странствуя по Европе, она занялась литературным
творчеством. Наиболее значительное ее произведение – роман “Валерия”, в
котором она описала свои любовные приключения, имел шумный успех в
начале XIX века. После поездки в Лифляндию в 1804 г., где на ее глазах
погиб знакомый человек, баронесса “вышла на путь религиозной
экзальтации”. Уверовав в роль апостола, избранного Богом для обращения
людей на путь истинный, она проповедовала в Германии. Предсказания
Крюденер были темны и неопределенны, легко поддавались всевозможным
толкованиям. Однако некоторые из слушателей баронессы продавали свое
имущество и шли искать место, где можно было бы “основать царство
Христово на земле”.
К этому времени
относится встреча Крюденер с Александром I. Император возвращался с
Венского конгресса и остановился отдохнуть 4 июня 1815 г. в
Гейльбронне. Тут ему на память почему-то пришло одно из предсказаний
Крюденер, и в тот же момент императору доложили, что его хочет видеть
баронесса. Случайное совпадение этих фактов, а затем разговор с
Крюденер произвели сильное впечатление на императора. Баронесса
Крюденер старалась “побудить Александра I углубиться в самого себя,
показывая ему его греховное состояние, заблуждения его прежней жизни и
гордость, которая руководила им в его планах возрождения”. В
интерпретации Салтыкова-Щедрина эта встреча описана следующим образом.
Градоначальник Эраст Андреевич Грустилов был на костюмированном балу в
Глупове. Вдруг перед ним явилась маска и, положив ему на плечо свою
руку, изрекла: “Проснись, падший брат! Не о теле, а о душе говорю я! Не
тело, а душа спит... глубоко спит! Я – твое внутреннее слово! Я послана
объявить тебе свет Фавора, которого ты ищешь, сам того не зная!”. По
представлениям мистиков, “объявить свет Фавора” значило раскрыть
“истинное” учение Христа и указать скрытый от маловеров путь приобщения
к нему.
Под маской скрывалась
аптекарша Пфейферша. Глуповцы стали доискиваться, откуда она явилась.
Одни говорили, что она интриганка, которая захотела овладеть
Грустиловым, чтобы вытеснить из города конкурента мужа аптекаря
Зальцфиша. Другие утверждали, что Пфейферша еще раньше полюбила
Грустилова в Гамбурге. Из оставшейся после аптекарши переписки можно
было узнать, что это была “женщина, далеко не дюжинная”, находившаяся
“в сношениях со всеми знаменитейшими мистиками и пиетистами того
времени”. Еще она написала несколько романов, в одном из которых, под
названием “Скиталица Доротея” (намек на роман Крюденер “Валерия”),
“изобразила себя в наилучшем свете”.
Под
влиянием аптекарши произошло “внезапное обновление” Грустилова. Он даже
надел на себя вериги, подвергнул свое тело бичеванию и стал поститься.
Правда, впоследствии оказалось, что роль вериг выполняли обыкновенные
помочи, которых не употребляли ранее в Глупове, а шелеп (кнут), которым
он бичевал себя, был бархатный. Пост же состоял в том, что к своим
обычным блюдам Грустилов добавил рыбу тюрбо, которую стал выписывать из
Парижа за счет обывателей. Кроме того, он подписал распоряжение о
“наипоспешнейшей высылке из города аптекаря Зальцфиша”.
Аптекарша
постоянно преследовала Грустилова письмами о своих видениях,
“содержание которых изменялось, смотря по тому, довольна или недовольна
она была своим “духовным братом”. В одном из писем она утверждала, что
видела Грустилова “ходящим по облаку”, в другом — “усматривала его в
геенне огненной, в сообществе с чертями всевозможных наименований”.
Подобного рода письма писала и баронесса Крюденер Александру I. Так
продолжалось до 1821 г., до восстания в Греции, когда баронесса начала
проповедовать войну за освобождение греков от турецкого владычества.
Освободительная война не входила в планы императора, и он остановил ее
проповедь деликатным письмом. Весной 1824 г. баронесса Крюденер уехала
в Крым, где и скончалась 25 декабря.
В. Карташов, проф. ММА им. И.М. Сеченова
Назад
|